Виды ИДН, применение, ГОСТ и где можно устанавливать

30.06.2023

идн-300 резина идн-350 композит идн-500 резина идн-500 композит идн-900 резина идн-900 композит идн-1100 композит

Что такое идн?

ИДН или искусственная дорожная неровность, также известная как «лежачий полицейский», — это элемент дорожной инфраструктуры, созданный для того, чтобы замедлить скорость движения автомобилей на определенных участках дороги, например, вблизи школ, больниц, парков, жилых зон и прочих мест, где обычно много пешеходов. Он применяется для улучшения безопасности дорожного движения и уменьшения риска наезда на пешеходов. ИДН может иметь различные размеры и технические параметры, некоторые из них более высокие и более широкие, чем другие, и их расположение может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации на дороге.

Виды идн

Существует два вида ИДН: монолитные и сборно-разборные.

1. Монолитные конструкции изготавливаются из асфальтобетона. По поперечному профилю их подразделяют на волнообразные и трапециевидные. Данные идн преобладали повсеместно до появления сборных конструкций, и зачастую не отвечали требованиям ГОСТ. Сейчас используются намного реже, а в некоторых регионах отказались совсем в их устройстве.

Монолитная искусственная неровность трапецивеидная из асфальтобетона

Монолитная искусственная неровность трапецивеидная из асфальтобетона


Поперечный профиль идн

 поперечный профиль волнообразной идн  поперечный профиль трапециевидной идн

волнообразная идн

трапециевидная идн

                                                        

2. Сборно-разборные конструкции изготавливаются из полимерных материалов, состоящих из однотипных совместимых основных и концевых элементов. Их монтаж производится с помощью анкеров или шуруп-дюбелей. Благодаря простоте конструкции, отдельные элементы могут быть легко заменены при необходимости.

Искусственные неровности изготавливаются из ударопрочной резины или полимерно-песчаной смеси (композитные идн). Высокий спрос на искусственные неровности из резины объясняется тем, что резина более эластичная и не склонна к ломкости, в отличие от полимерно-песчаных неровностей. Это позволяет автомобилям безопасно проезжать через них, не рискуя повредить ни сами неровности, ни транспортное средство.

Резиновые идн изготавливаются из каучуков и добавлением вулканизующих групп, таких как сера, тиурамы и других компонентов. Эти компоненты дают резине свойства, которые отвечают агрессивной внешней среде и продлевают жизнь данным изделиям.

Композитные (полимерно-песчаные) идн изготавливают из просеянного песка, пигментов окрашивания, связующих материалов, пластификаторов и других компонентов. Рецептура у каждого производителя может отличаться в зависимости от доступности того или иного компонента. Технология производства привлекательна возможностью применения вторичного полимерного сырья, поэтому композитные идн значительно дешевле резиновых. Главной проблемой композитных идн — их хрупкость. Поэтому к их производству, перевозке и монтажу надо относиться с особой осторожностью и подготовкой. О минусах полимерно-песчаных идн можно прочитать в одной из наших прошлых статей.

резиновая искусственная дорожная неровность

резиновая искусственная дорожная неровность

полимерно-песчаная искусственная дорожная неровность

полимерно-песчаная искусственная дорожная неровность

Как уже упоминалось, в России используются два типа идн: монолитные и сборно-разборные из резины или полимерно-песчаных материалов. Самые популярные размеры идн производимых в России являются ИДН-300, ИДН-500 и ИДН 900. Чтобы узнать, какие размеры идн соответствуют нормативным требованиям, нужно обратиться к ГОСТу. Параметры используемых идн применяют в зависимости от допустимой максимальной скорости движения, указанной на знаке в данном участке. Ниже приводим таблицу из ГОСТ.

Обозначение

Максимальная скорость движения, км/ч

Элементы ИДН

Основной

Краевой

длина хорды

высота гребня

длина хорды

высота гребня

А1

10-20

От 500

до 700 включ.

От 60

до 70 включ.

От 500

до 700 включ.

От 60

до 70 включ.

А2

30

От 500

до 700 включ.

От 50

до 60 включ.

От 500

до 700 включ.

От 50

до 60 включ.

А3

40

От 900

до 1100 включ.

От 50

до 60 включ.

От 900

до 1100 включ.

От 50

до 60 включ.


* размеры хорды и гребня указаны в мм.

Из данной таблицы следует, что ИДН-300 не проходят по своим параметрам по ГОСТ, но их устройство можно осуществлять, например во дворах жилых комплексов или частных территорий.

Применение ИДН

Искусственные неровности устраивают с учетом анализа аварийности конкретных участков дорог. Монтаж производится на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Ширину искусственной неровности выбирают с учетом ширины проезжей части, но не менее 20 см от каждого края, чтобы у водителей не было возможности ее объехать. Также допускается устраивать идн шириной больше, чем проезжая часть, при условии, если прилегающая территория, также имеет асфальтобетонное покрытие.  Технические параметры и правила применения указаны в ГОСТ Р 52605—2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» и ГОСТ 32964—2014 «Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля».

Для информирования участников дорожного движения о приближении к участку дороги с искусственной неровностью устанавливаются дорожные знаки 1.17; 3.24; 5.20 и наносится горизонтальная разметка 1.25.

 

горизонтальная разметка 1.25

горизонтальная разметка 1.25

 

Где можно устанавливать ИДН?

Мы публикуем таблицу, которая поможет легче понять, где можно устанавливать идн, а где нет.

Участки дорог

Допускается применять

Не допускается применять

Детские и юношеские учреждения, детские площадки, места массового отдыха, стадионы, вокзалы, магазины и другие места массового скопления людей, дороги и улицы местного значения, парковые дороги и проезды, транспортно-пешеходные магистральные улицы районного значения

Опасные участки дорог с ограничением максимальной скорости 40 км/ч

Выезды  на территорию, обозначенные знаком 5.21 «Жилая зона»

Нерегулируемые перекрестки, если видимость ограничена на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»

Дороги федерального значения

Дороги регионального значения с количеством полос 4 и более (кроме участков , проходящих по территории населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек)

Места остановочных пунктов общественного транспорта

Мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, проезды под мостами

На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов

Магистральные дороги скоростного движения в городах и магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения

Подъезды к больницам, станции скорой медицинской помощи, пожарные станции, подъезды к автобусным и троллейбусным паркам, гаражи и площадки автомобилей аварийных служб

Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций

В заключении можно отметить, что искусственные дорожные неровности (ИДН) представляют собой важный элемент дорожной инфраструктуры, применяемый для улучшения безопасности на дорогах. Для того чтобы выбрать правильный размер идн, следует обратиться к ГОСТу. ИДН устраиваются на участках дорог, где повышена аварийность, рядом со школами, парками, жилыми зонами и другими местами, где это необходимо. Контроль за соблюдением технических параметров и правил применения ИДН осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52605—2006 и ГОСТ 32964—2014. Таким образом, правильно выбранные и установленные искусственные дорожные неровности способствуют безопасности движения и снижению риска наезда на пешеходов на дороге. Менеджеры компании ООО «ПК Мегаполис» проконсультируют и помогут вам с выбором необходимых комплектов идн.

идн-300 резина идн-350 композит идн-500 резина идн-500 композит идн-900 резина идн-900 композит идн-1100 композит.png




Не нашли что искали?

Напишите нам и мы свяжемся с вами в течении рабочего дня