Виды ИДН, применение, ГОСТ и где можно устанавливать
Что такое идн?
ИДН или искусственная дорожная неровность, также известная как «лежачий полицейский», — это элемент дорожной инфраструктуры, созданный для того, чтобы замедлить скорость движения автомобилей на определенных участках дороги, например, вблизи школ, больниц, парков, жилых зон и прочих мест, где обычно много пешеходов. Он применяется для улучшения безопасности дорожного движения и уменьшения риска наезда на пешеходов. ИДН может иметь различные размеры и технические параметры, некоторые из них более высокие и более широкие, чем другие, и их расположение может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации на дороге.
Виды идн
Существует два вида ИДН: монолитные и сборно-разборные.
1. Монолитные конструкции изготавливаются из асфальтобетона. По поперечному профилю их подразделяют на волнообразные и трапециевидные. Данные идн преобладали повсеместно до появления сборных конструкций, и зачастую не отвечали требованиям ГОСТ. Сейчас используются намного реже, а в некоторых регионах отказались совсем в их устройстве.
Монолитная искусственная неровность трапецивеидная из асфальтобетона
Поперечный профиль идн
волнообразная идн |
трапециевидная идн |
2. Сборно-разборные конструкции изготавливаются из полимерных материалов, состоящих из однотипных совместимых основных и концевых элементов. Их монтаж производится с помощью анкеров или шуруп-дюбелей. Благодаря простоте конструкции, отдельные элементы могут быть легко заменены при необходимости.
Искусственные неровности изготавливаются из ударопрочной резины или полимерно-песчаной смеси (композитные идн). Высокий спрос на искусственные неровности из резины объясняется тем, что резина более эластичная и не склонна к ломкости, в отличие от полимерно-песчаных неровностей. Это позволяет автомобилям безопасно проезжать через них, не рискуя повредить ни сами неровности, ни транспортное средство.
Резиновые идн изготавливаются из каучуков и добавлением вулканизующих групп, таких как сера, тиурамы и других компонентов. Эти компоненты дают резине свойства, которые отвечают агрессивной внешней среде и продлевают жизнь данным изделиям.
Композитные (полимерно-песчаные) идн изготавливают из просеянного песка, пигментов окрашивания, связующих материалов, пластификаторов и других компонентов. Рецептура у каждого производителя может отличаться в зависимости от доступности того или иного компонента. Технология производства привлекательна возможностью применения вторичного полимерного сырья, поэтому композитные идн значительно дешевле резиновых. Главной проблемой композитных идн — их хрупкость. Поэтому к их производству, перевозке и монтажу надо относиться с особой осторожностью и подготовкой. О минусах полимерно-песчаных идн можно прочитать в одной из наших прошлых статей.
резиновая искусственная дорожная неровность
полимерно-песчаная искусственная дорожная неровность
Как уже упоминалось, в России используются два типа идн: монолитные и сборно-разборные из резины или полимерно-песчаных материалов. Самые популярные размеры идн производимых в России являются ИДН-300, ИДН-500 и ИДН 900. Чтобы узнать, какие размеры идн соответствуют нормативным требованиям, нужно обратиться к ГОСТу. Параметры используемых идн применяют в зависимости от допустимой максимальной скорости движения, указанной на знаке в данном участке. Ниже приводим таблицу из ГОСТ.
Обозначение |
Максимальная скорость движения, км/ч |
Элементы ИДН |
|||
Основной |
Краевой |
||||
длина хорды |
высота гребня |
длина хорды |
высота гребня |
||
А1 |
10-20 |
От 500 до 700 включ. |
От 60 до 70 включ. |
От 500 до 700 включ. |
От 60 до 70 включ. |
А2 |
30 |
От 500 до 700 включ. |
От 50 до 60 включ. |
От 500 до 700 включ. |
От 50 до 60 включ. |
А3 |
40 |
От 900 до 1100 включ. |
От 50 до 60 включ. |
От 900 до 1100 включ. |
От 50 до 60 включ. |
* размеры хорды и гребня указаны в мм.
Из данной таблицы следует, что ИДН-300 не проходят по своим параметрам по ГОСТ, но их устройство можно осуществлять, например во дворах жилых комплексов или частных территорий.
Применение ИДН
Искусственные неровности устраивают с учетом анализа аварийности конкретных участков дорог. Монтаж производится на асфальтобетонные и цементобетонные покрытия. Ширину искусственной неровности выбирают с учетом ширины проезжей части, но не менее 20 см от каждого края, чтобы у водителей не было возможности ее объехать. Также допускается устраивать идн шириной больше, чем проезжая часть, при условии, если прилегающая территория, также имеет асфальтобетонное покрытие. Технические параметры и правила применения указаны в ГОСТ Р 52605—2006 «Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» и ГОСТ 32964—2014 «Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля».
Для информирования участников дорожного движения о приближении к участку дороги с искусственной неровностью устанавливаются дорожные знаки 1.17; 3.24; 5.20 и наносится горизонтальная разметка 1.25.
горизонтальная разметка 1.25
Где можно устанавливать ИДН?
Мы публикуем таблицу, которая поможет легче понять, где можно устанавливать идн, а где нет.
Участки дорог |
Допускается применять |
Не допускается применять |
Детские и юношеские учреждения, детские площадки, места массового отдыха, стадионы, вокзалы, магазины и другие места массового скопления людей, дороги и улицы местного значения, парковые дороги и проезды, транспортно-пешеходные магистральные улицы районного значения |
◦ |
|
Опасные участки дорог с ограничением максимальной скорости 40 км/ч |
◦ |
|
Выезды на территорию, обозначенные знаком 5.21 «Жилая зона» |
◦ |
|
Нерегулируемые перекрестки, если видимость ограничена на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» |
◦ |
|
Дороги федерального значения |
|
◦ |
Дороги регионального значения с количеством полос 4 и более (кроме участков , проходящих по территории населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек) |
|
◦ |
Места остановочных пунктов общественного транспорта |
|
◦ |
Мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, проезды под мостами |
|
◦ |
На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов |
|
◦ |
Магистральные дороги скоростного движения в городах и магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения |
|
◦ |
Подъезды к больницам, станции скорой медицинской помощи, пожарные станции, подъезды к автобусным и троллейбусным паркам, гаражи и площадки автомобилей аварийных служб |
|
◦ |
Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций |
|
◦ |
В заключении можно отметить, что искусственные дорожные неровности (ИДН) представляют собой важный элемент дорожной инфраструктуры, применяемый для улучшения безопасности на дорогах. Для того чтобы выбрать правильный размер идн, следует обратиться к ГОСТу. ИДН устраиваются на участках дорог, где повышена аварийность, рядом со школами, парками, жилыми зонами и другими местами, где это необходимо. Контроль за соблюдением технических параметров и правил применения ИДН осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52605—2006 и ГОСТ 32964—2014. Таким образом, правильно выбранные и установленные искусственные дорожные неровности способствуют безопасности движения и снижению риска наезда на пешеходов на дороге. Менеджеры компании ООО «ПК Мегаполис» проконсультируют и помогут вам с выбором необходимых комплектов идн.